2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя
Целевая модель наставничества
В конце 2018 года был утвержден национальный проект «Образование». Наставничество играет одну из ведущих ролей в его реализации. Для начала приведем две главные цели заявленного нацпроекта:
1) Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
2) Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Поставленные цели будут воплощаться в рамках десяти проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Предусмотрено (в KPI), что к 2024 году не менее 70% обучающихся педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов, проживающих на территории Российской Федерации.
Задачи внедрения целевой модели наставничества:
- улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования (далее - образовательные организации) в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
- подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
- создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
- создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
- формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.
Федеральный уровень
Брендбук Года педагога и наставника
Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 г. № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника»
Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"
Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 25.12.2019 № Р-145
Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися
Региональный уровень
Муниципальный уровень
Приложение к приказу №237/1 от 31.08.2022 года "Список членов муниципального клуба "Наставник"
Локальные акты школы
Программа Целевой модели наставничества
"Дорожная карта" по реализации Целевой модели наставничества на 2024-2025 учебный год
Приказ № 275 от 02.10.2024 года "О создании наставничества"
Приказ № 268 от 29.09.2023 года "О создании наставничества"
Приказ №200 от 22.08.2023 года "О создании наставничества"
Приказ № 90 от 17.04.2023 года "Об итогах проведения Недели педагога и наставника"
Приказ № 74 от 03.04.2023 года "О проведении Недели педагога и наставника"
Положение о наставничестве в МБОУ СОШ №10
Приказ №233 от 29.08.2022 года "О внедрении целевой модели наставничества в МБОУ СОШ №10"
Приказ №217 от 22.08.2022 года "О создании наставничества"
Приказ №82 от 18.03.2022 года "О введении в действие локального акта "Положение о наставничестве"
Программа целевой модели наставничества в МБОУ СОШ №10
Список учителей наставников в МБОУ СОШ №10
Список наставляемых педагогов в МБОУ СОШ №10
02.11.202 на базе МБОУ СОШ № 1 в этом учебному году прошли заседания муниципальных клуба "Учителль года", "Воспитаталь года", "Наставник", "Школа молодого учителя". В целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность, Президент В,В. Путин официально объявил 2023 год в России годом педагога и наставника. Муниципальный клуб провел встречу наставников и наставляемых , определил пары, в первую очередь педагоги познакомились друг с другом, определили цели и задачи совместной работы н а год и прошли анкетирование по обозначенной теме.
Черненко Лариса Георгиевна
Кирченко Елена Афанасьевна
Кайтмесов Руслан Хусенович