Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 27.06.2025, 10:58
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
                                                                                                


Включить версию для слабовидящих

Игнатьевская МБОУ СОШ № 10

Меню сайта
Телефон доверия
Телефон доверия
ФИПИ
фипи
ГОСУСЛУГИ
описание к изображению
Персонданные.дети
персональныеданные
ПРАЗДНИКИ РОССИИ
Праздники сегодня
Сайты РА
Сайты школ Республики Адыгея
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ


Функциональная грамотность — основа жизненной и
профессиональной успешности выпускников!

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
— это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

Читательская грамотность

Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Естественно-научная грамотность

Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

Математическая грамотность

Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

Финансовая грамотность

совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

Креативное мышление

способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции

сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​

Функциональная грамотность -способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т.д. (чтение) и для передачи такой информации в реальном общении (письмо). А. А. Леонтьев  способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. С.Г. Вершловский, М.Г. Матюшкина  повышаемый по мере развития общества уровень знаний и умений в частности умения читать и писать, необходимый для полноправного и эффективного участия в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития. С.А. Тангян  способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В.В Мацкевич и С.А. Крупник

  

 


Сайт Российской электронной школы: https://resh.edu.ru/register/



Памятка для родителей по функциональной грамотности


       20 сентября 2024 года в МБОУ СОШ №10 прошло общешкольное родительское собрание одной из тем было: «Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности». На собрании перед участниками была поставлена и решалась следующая цель: обеспечение сотрудничество школы и семьи в вопросах формирования функциональной грамотности.

       Алла Меджидовна Зехова, зам.директора по УВР,  напомнила родителям, что формирование функциональной грамотности – сложный процесс. Важно помнить, что на уровень сформированности навыков функциональной грамотности влияет не только школа, но и участие родителей. Для ребенка очень важно быть успешным в учебе. А для этого он должен уметь работать с информацией: находить её, проверять факты, анализировать, обобщать. План действий по развитию функциональной грамотности школьников ставит перед школой задачу формирования у школьников главных функциональных качеств личности: инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, умения выбирать профессиональный путь, готовности обучаться в течение всей жизни. Семья может многое сделать для развития функциональной грамотности своего ребенка. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка есть особый интерес, к какому виду деятельности школьник проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию широких, устойчивых интересов, выделить среди них центральные, отражающие главные стремления, склонности ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать созданию важных предпосылок для развития его способностей. Важно помочь ребёнку включиться в процесс активного познания действительности. Если Вы, например, купили сыну новый конструктор или телефон, не торопитесь сразу же объяснять, показывать, как с ним действовать. Дайте возможность ребёнку вначале самому поэкспериментировать. Семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного и продуктивного образа жизни.

       За время проведения собрания родители имели возможность задать волнующие их вопросы в обучении и воспитании детей, проконсультироваться у специалистов школы, побеседовать с учителями предметниками, классными руководителями.

  
   

 


Документы

  1. ФГОС-2021 НОО и ООО (приказы Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, 287)
  2. Указ Президента от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской  Федерации на период до 2024 года»
  3. Приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
  4. Письмо Минпросвещения от 01.11.2021 № ТВ-1913/02 «О направлении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и в малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей»
  5. Письмо Рособрнадзора от 01.10.2021 № 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности»
  6. Письмо Минпросвещения от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
  7. Письмо Минпросвещения от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
  8. Письмо Минпросвещения от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
  9. Письмо Минпросвещения от 26.01.2021 № ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Приказ Министерства просвещения № 03-1665 от 17.10.2023 О проведении комплекса мероприятий функциональной грамотности

Приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея № 1260 от 17.09.2024г. «Об утверждении регионального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Республики Адыгея на 2024-2025 учебный год»

Региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Республики Адыгея на 2024-2025 учебный год

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ СОШ № 10 на 2024-2025 учебный год

Приказ № 236 от 28.08.2024г. "О реализации комплекса мер по повышению функциональной грамотности в МБОУ СОШ № 10"

Приказ №244/1 от 09.11.2021г. "Об утверждений муниципального плана мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МО "Кошехабльский район" на 2021-2022 учебный год

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по формированию и оценки функциональной грамотности обучающихся в 2021-2022 уч. году

Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.

Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.

Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

1) направленность на решение бытовых проблем;

2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.

Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2021 году – 4, 8 классы).

Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся: 

1. Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/.

Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.

7. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.

8. Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся: 

Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:

·  Медиатека (prosv.ru). Электронные учебники в Медиатеке. 1000 учебников с интерактивными объектами и удобной навигацией. Можно использовать через сайт или мобильное приложение.

·  Электронный банк заданий по функциональной грамотности.

·  Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся».

·  Банк заданий PISA.

Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности:

 

1. Методические рекомендации для учителей и родителей

 

Полезные ресурсы

Функциональная грамотность школьников

Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы

Ссылка:http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная грамотность.pdf

Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся

Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php

Центр оценки качества образования ИСРО РАО

Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методического обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.

Ссылка: http://www.centeroko.ru/

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php

СИПКРО

http://old.sipkro.ru/index.php/86-подразделения/1381-fgo

Издательство «Просвещение»

https://media.prosv.ru/fg/

Банк тестов

https://banktestov.ru/test/3674

Московский центр качества образования

https://mcko.ru/articles/2127

Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main 


Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

 

Бегущая строка
Минпросвещения РФ
Минобрнауки РА
ФГИС "Моя школа"
Шоу профессий
Россия-мои горизон
Достижения.рф
ФИОКО
ВсОШ
УРОКЦИФРЫ.РФ
СИРИУС
sferum.ru
ЮИД
Я - РОДИТЕЛЬ
Россия - без жестокости к детям!
Рособразование
российское образование
ЦОР
ГИА
официальный информационный портал единого государственного экзамена
ОБУЧОНОК
DNEVNIK.RU
дневник ру
Школьное питание
ОБЪЯСНЯЕМ.РФ
Новости по региону
Большая перемена
ИНФОСТРОКА

Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz