Правила поведения в социальных сетях: https://cloud.mail.ru/stock/nsZyoLcU8QDezMCsnhzq5sXW
Развите навыков кибербезапасности у детей и подростков
________________________________________________________________________________________________________________
Всем известно, что Интернет представляет некоторую угрозу здоровью, нравственному и духовному развитию. В общеобразовательных учреждениях и родителям дома необходимо организовать такую работу Интернет, чтобы защитить пользователей сети, детей от вредной информации, от пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение
Законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации
Журнал контроля контентной фильтрации
Порядок проведения мониторинга эффективности использования систем контентной фильтрации
Памятка для обучающихся об информационной безопасности
Положение об обработке персональных данных учащихся и третьих лиц
Методические и справочные материалы для реализации комплексных мер по внедрению и использованию программно-технических средств, обеспечивающих исключение доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания (Москва,
Ссылка на сайт для детей и подростков "персональныеданные.дети"
Уважаемые родители, здравствуйте!
Эта страничка - специально для Вас. Мы надеемся, что советы, которые мы Вам предлагаем, помогут наладить более близкий контакт с Вашим сыном или дочкой, а значит, сделать Вашу семью счастливее...
Памятка для родителей об информационной безопасности детей
Информационная памятка для обучающихся
Памятка для обучающихся об информационной безопасности детей
Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в Интернете.
Никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям.
Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете.
Если вас кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажите родителям.
Использование Интернета является безопасным, если выполняются
Защитите свой компьютер
Регулярно обновляйте операционную систему.
Используйте антивирусную программу.
Будьте осторожны при загрузке новых файлов.
С осторожностью разглашайте личную информацию.
Думайте о том, с кем разговариваете.
Помните, что в Интернете не вся информация надежна
Соблюдайте правила
Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
При работе в Интернете не забывайте заботиться об остальных
Есть хорошие интернет-фильтры, предназначенные для блокировки
Именно поэтому программа фильтрации здесь бесплатна,
Безопасное пользование Интернетом
Дети в Интернете: кто предупреждён, тот вооружен.
Некоторым родителям Интернет представляется местом более опасным, чем реальная темная улица рядом с домом. Полезнее будет энергию, которая тратится на это беспокойство, перевести в активную и осмысленную заботу о том. чтобы ребенок с первых шагов в Интернете мог чувствовать себя уверенно и постепенно научился быть осторожным и защищаться от нежелательного влияния. Примерно до 12 лет вы можете достаточно жестко контролировать поведение ребенка в сети (например, ограничивать список сайтов, которые он может посещать), а с подростком нужно будет скорее договариваться о том, как он будет соблюдать правила безопасности, и полагаться на его доверие к вам. Не все знакомства одинаково полезны. В Интернете не водится каких-то особенных, «компьютерных» преступников - они те же, что могут встретиться ребенку на улице, в магазине, в кинотеатре. Только их труднее распознать из-за того, что в сети люди не видят друг друга - как по телефону. Не стоит ребенку рассказывать в подробностях, кто такие педофилы или что такое мошенничество с платежными средствами, - достаточно кратко объяснить, что некоторые люди в силу психического нездоровья или плохого воспитания могут нанести серьезный вред здоровью ребенка, бюджету семьи, безопасности и спокойствию вашей жизни. Даже если ребенок не поймет в точности, чего ему следует опасаться, он может почувствовать ваше беспокойство и заботу о нем, и с готовностью будет делать то, что вы попросите. Для этого нужно как можно яснее, короче определить правила, по которым в вашей семье принято пользоваться Интернетом. Там должны быть упомянуты права и обязанности каждого члена семьи. Ваши преимущественные права (например, проверять его почту или журнал посещений страниц) вы можете объяснить ребенку по аналогии с правами администратора сайта: он тоже имеет право отслеживать поведение посетителей сайта и принимать меры предосторожности.
Предложите однажды ребенку, представиться в чате чужим именем или рассказать невидимому собеседнику выдуманные сведения о своей жизни. Получив такой собственный опыт анонимною лицедейства, ребенок легче представит себе, что и другие люди могут притвориться в сети кем угодно. В то же время полезно напомнить детям и о том, что правила хорошего тона и уважение к собеседнику в сети точно гак же важны.
Это не значит, что детей следует как-то особенно запугивать, скорее его надо научить по-разному, общаться со знакомыми и незнакомыми людьми. Тут следует специально объяснить, что правила вежливости отнюдь не подразумевают выполнение любой просьбы первого встречного, тем более незнакомца (а иногда и знакомого человека). Надо, чтобы ваш ребенок умел говорить «нет», а при контактах с незнакомцами или посещении сайтов в Интернете придерживался следующих правил: Если чужой человек просит о чем-то не рассказывать родителям («Это будет наш секрет») - значит, нужно немедленно родителям все рассказать.
Если знакомый лишь по интернет-общению человек предлагает встретиться, надо отвечать отказом или предложением встретиться вместе с родителями.
Если собеседник спрашивает о личной информации, можно и нужно либо говорить неправду, либо вообще отказываться отвечать (этот последний способ лучше всего действует, если кто-то активно домогается человека в сети, пытается вывести из себя. спровоцировать на неосторожные высказывания или поступки).
Полезные ссылки по безопасной работе в Интернет
Русскоязычные:
http://www.womencw.ru/internet_safety/ — проект «Безопасный Интернет» организации «Женское Содружество» (на русском);
http://www.detionline.ru — сайт «Ребенок в Сети»;
http://www.crime-research.ru — Центр Исследования Компьютерных Преступлений;
http://www.narkotiki.ru — сайт «Нет наркотикам»:
http://www.content-filtering.ru — Информационно-аналитический ресурс «Ваш личный Интернет» — ресурс, посвященный тематике безопасного использования Интернета.
Техника безопасности при работе в сети ИНТЕРНЕТ
Специально для Вас разработана техника безопасности, состоящая из рекомендаций по использованию сети Интернет.
Основные правила безопасности в Интернете, усвоив которые, Вы сможете уберечь себя и своих детей от большинства виртуальных рисков:
Контентные риски
Порнография, детская порнография, нарушение авторского права, пропаганда экстремизма и наркотиков, нецензурные тексты.
Нарушения безопасности
Вирусы, трояны, нежелательная почта (Спам), он-лайн мошенничества.
Коммуникационные риски
Незаконный контакт, киберпреследование (угрозы, сексуальные домогательства с использованием информационных технологий).
Рекомендации по использованию сети Интернет.
Основные правила для школьников младших классов
Вы должны это знать:
* Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.
* Прежде чем начать дружить с кем-то в Интернете, спросите у родителей как безопасно общаться.
* Никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям. Где вы живете, в какой школе учитесь, номер телефона должны знать только ваши друзья и семья.
* Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете. Не надо чтобы незнакомые люди видели фотографии Вас, Ваших друзей или Вашей семьи.
* Не встречайтесь без родителей с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду.
* Общаясь в Интернете, будьте дружелюбны с другими. Не пишите грубых слов, читать грубости так же неприятно, как и слышать. Вы можете нечаянно обидеть человека.
* Если вас кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажите родителям.
Основные правила для школьников средних классов
Вы должны это знать:
* При регистрации на сайтах, старайтесь не указывать личную информацию, т.к. она может быть доступна незнакомым людям. Так же, не рекомендуется размещать свою фотографию, давая, тем самым, представление о том, как вы выглядите, посторонним людям.
* Используйте веб-камеру только при общении с друзьями. Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор, т.к. он может быть записан.
* Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». Если вы получили такое письмо, не отвечайте на него. В случае, если Вы ответите на подобное письмо, отправитель будет знать, что вы пользуетесь своим электронным почтовым ящиком и будет продолжать посылать вам спам.
* Если вам пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы.
* Если вам приходят письма с неприятным и оскорбляющим вас содержанием, если кто-то ведет себя в вашем отношении неподобающим образом, сообщите об этом взрослым.
* Если вас кто-то расстроил или обидел, расскажите все взрослому.
Основные правила для школьников старших классов
Вы должны это знать:
* Не желательно размещать персональную информацию в Интернете.
Персональная информация — это номер вашего мобильного телефона, адрес электронной почты, домашний адрес и фотографии вас, вашей семьи или друзей.
* Если вы публикуете фото или видео в интернете — каждый может посмотреть их.
* Не отвечайте на Спам (нежелательную электронную почту).
* Не открывайте файлы, которые прислали неизвестные Вам людей. Вы не можете знать, что на самом деле содержат эти файлы – в них могут быть вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.
* Не добавляйте незнакомых людей в свой контакт лист в IM (ICQ, MSN messenger и т.д.)
* Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают.
* Если рядом с вами нет родственников, не встречайтесь в реальной жизни с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. Если ваш виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к вашей заботе о собственной безопасности!
* Никогда не поздно рассказать взрослым, если вас кто-то обидел.
Основные правила для родителей
Чтобы помочь своим детям, Вы должны это знать:
* Будьте в курсе того, чем занимаются ваши дети в Интернете. Попросите их научить Вас пользоваться различными приложениями, которыми вы не пользовались ранее.
* Помогите своим детям понять, что они не должны предоставлять никому информацию о себе в Интернете — номер мобильно телефона, домашний адрес, название/номер школы, а также показывать фотографии свои и семьи. Ведь любой человек в Интернете может это увидеть.
* Если Ваш ребенок получает спам (нежелательную электронную почту), напомните ему, чтобы он не верил написанному в письмах и ни в коем случае не отвечал на них.
* Объясните детям, что нельзя открывайте файлы, присланные от неизвестных Вам людей. Эти файлы могут содержать вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.
* Помогите ребенку понять, что некоторые люди в Интернете могут говорить не правду и быть не теми, за кого себя выдают. Дети никогда не должны встречаться с сетевыми друзьями в реальной жизни самостоятельно без взрослых.
* Постоянно общайтесь со своими детьми. Никогда не поздно рассказать ребенку, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в Интернете.
* Научите своих детей, как реагировать, в случае, если их кто-то обидел или они получили, натолкнулись на агрессивный контент в Интернете, так же расскажите, куда в подобном случае они могут обратиться.
* Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства фильтрации.
Основные правила для учителей и преподавателей
Чтобы помочь учащимся, Вы должны это знать:
* Подготовьтесь. Изучите технику безопасности в Интернете, чтобы знать виды Интернет — угроз, уметь их распознать и предотвратить. Выясните, какими функциями обладают компьютеры подопечных, а так же какое программное обеспечение на них установлено.
* Прежде чем позволить ребенку работу за компьютером, расскажите ему как можно больше о виртуальном мире, его возможностях и опасностях.
* Не позволяйте детям самостоятельно исследовать Интернет-пространство, они могут столкнуться с агрессивным контентом.
* Выберите интересные ресурсы и предложите детям изучить их вместе.
* Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства фильтрации контента, спама и антивирусы.
Неделя «Интернет-безопасность» |
||
|
|
|
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ |
||
Анкетирование обучающихся |
||
Для изучения проблемы безопасности в сети Интернет и отношения к ней подростков разрабатываются анкеты, позволяющие проанализировать современную ситуацию в образовательной среде.Анкетирование предполагается проводить в форме анонимного опроса как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Анкета №1 «Осторожно, вирус!» Анкета №2 «Осторожно, Интернет!» Итоговое анкетирование обучающихся по теме "Безопасный Интернет" |
||
Проведение круглого стола «Основы безопасности в сети Интернет» |
||
Цель: формирование устойчивых жизненных навыков при работе в сети Интернет. Работе круглого стола предшествует предварительная подготовка обучающихся по предложенной тематике. Перечень вопросов для обсуждения выявляется в результате анкетирования обучающихся. Примерные вопросы для обсуждения: 1. Для чего нужен Интернет? 2. Какие существуют риски при пользовании интернетом, и как их можно снизить? 3. Какие виды мошенничества существуют в сети Интернет? 4. Как защититься от мошенничества в сети Интернет? 5. Что такое безопасный чат? 6. Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить? 7. Как вы можете обезопасить себя при пользовании службами мгновенных сообщений? При подведении итогов круглого стола обучающимся можно предложить правила поведения в сети Интернет Круглый стол «Основы безопасности в сети Интернет» (.doc) |
||
Проведение компьютерной игры для младших школьников |
||
В рамках классного часа или урока информатики обучающимся 2-4 классов целесообразно предложить компьютерную игру о правилах поведения в сети Интернет «Прогулка через ИнтерНетЛес»(http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), где в игровой форме показано какие опасности могут встречаться при работе в сети Интернет, рассказано о сетевом взаимодействии и об этикете, а также о защите прав детей. | ||
|
||
Проведение тематического классного часа |
||
Цель: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде. Задачи: 1) информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации; 2) информирование учащихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания); 3) обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия); 4) профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и игровой зависимости (игромании, гэмблинга); 5) предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Ожидаемые результаты. В ходе проведения классного часа дети должны научиться делать более безопасным и полезным свое общение в Интернете и иных информационно- телекоммуникационных сетях, а именно: критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации; отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной; избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации; распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность; распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации; критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях; анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников; применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях. При организации классного часа важно исходить из возрастных особенностей учащихся, учесть уровень их знакомства с Интернетом. Организовать проведение классного часа необходимо таким образом, чтобы несовершеннолетние не только получили необходимый минимум знаний об информационной безопасности, но смогли высказать свою точку зрения на указанную проблему. При определении содержания, форм и методики проведения единого классного часа важно учитывать: - необходимость деятельностного подхода в учебной работе учащихся в активном и интерактивном режиме; - целесообразность использования методик учебного сотрудничества, различных вариантов работы в группах, кооперации, моделирования жизненных ситуаций. Темы бесед с 1 по 11 классы могут быть следующие: - «Интернет среди нас»; - «Я и мои виртуальные друзья»; - «Интернет в моей семье»; - «Мой Интернет»; - «Интернет и природа»; - «Мой социум в Интернете»; - «Интернет и моя будущая профессия»; - «Интернет в современной школе»; - «Интернет и мое здоровье» и т.д. План-конспект урока на тему:"Правила безопасности школьников в Интернете" (1-4 классы) и Презентация безопасности школьников в Интернете |
||
Проведение внеклассного мероприятия "Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет" |
||
Сказку целесообразно подготовить силами обучающихся старших классов и представить ее обучающимся начальной школы. При разработке сценария внеклассного мероприятия «Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет» значимую роль играет сам педагог, так как именно от него зависит своевременность и актуальность представленного материала. Обсуждение сказки позволит младшим школьникам определить собственную позицию организации работы в сети Интернет. Примерный сценарий сказки приведен в По окончании внеклассного мероприятия обучающимся раздаются памятки с семью золотыми Сказка о золотых правилах безопасности в Интернет |
Бегущая строка
Большая перемена
ИНФОСТРОКА
|
|